Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Консультация для педагогов Организация работы в летний оздоровительный период

Дата: 23 июля 2020 в 09:42, Обновлено 23 июля 2020 в 09:43

Консультация для педагогов

Организация работы в летний оздоровительный период

Летнюю работу с детьми в учреждении дошкольного образования принято называть оздоровительной. Этим определяется основная ее цель: создание благоприятных условий и максимальное использование летнего времени для укрепления здоровья детей и закаливания детского организма.

В ходе летнего оздоровления решаются задачи:

  1. Обеспечение оптимальных условий для пребывания детей на свежем воздухе, их активной двигательной деятельности
  2. Активизация работы по художественно-эстетическому воспитанию, развитию музыкальных способностей в процессе культурно-досуговой деятельности
  3. Обеспечение условий для закрепления и совершенствования культурно-гигиенических навыков детей, воспитание этического отношения к природе, трудолюбия
  4. Формирование эмоционального восприятия воспитанников посредством создания условий экологического воспитания и в процессе наблюдений за природными явлениями, объектами живой и неживой природы
  5. Формирование эмоционального восприятия воспитанников посредством создания условий экологического воспитания и в процессе наблюдений за природными явлениями, объектами живой и неживой природы

Воспитателям необходимо регулярно проводить разъяснительную работу с родителями о необходимости соблюдения правил дорожного движения, мер безопасности при пользовании велосипедами, недопустимости бесконтрольного нахождения детей, как в вечернее, так и в дневное время. Педагогические работники учреждения дошкольного образования обязаны знакомить воспитанников с основами безопасного поведения в учреждении дошкольного образования, на улице, в быту.

 С целью предупреждения травмоопасных ситуаций, причинения ущерба здоровью воспитанников на пешеходных дорожкахспортивных площадках не должно быть неровностей, выбоин; резиновых покрышек, сухостойных деревьев, колючих кустарников, деревьев и кустарников с ядовитыми плодами;

– надворное оборудование (навесы, веранды, террасы) должно быть надежно закреплено, устойчиво, исправно, безопасно.

Необходимо соблюдать меры безопасности при проведении массовых мероприятий, экскурсий, организованном перемещении детей вблизи автомобильных дорог, их перевозке транспортом.

 При получении воспитанником травмы педагогические работники обязаны принять меры по предотвращению воздействия травмирующих факторов на него, оказанию первой доврачебной помощи, вызову на место происшествия медицинских работников или доставке потерпевшего в организацию здравоохранения, незамедлительно сообщить его законным представителям.

В случае исчезновения воспитанника необходимо безотлагательно организовать его поиск, сообщить в ближайшее отделение милиции и его родителям (законным представителям).

      В группах и на территории должны отсутствовать аллергены, вызывающие обострение аллергических заболеваний у воспитанников.

     В летнее время особое внимание необходимо уделить организации питьевого режима. Для организации питьевого режима воспитанников используется негазированная питьевая вода промышленного производства, фасованная в емкости, или кипяченая, которая хранится в графинах не более 4 часов. В питьевых целях также может использоваться питьевая вода из централизованных систем после ее доочистки через локальные фильтры промышленного производства.

     Питьевая вода должна быть доступна ребенку в течение всего времени его нахождения в учреждении дошкольного образования. Питьевая вода выносится на улицу, разливается в одноразовую посуду или посуду индивидуального пользования по просьбе детей. На улице вода находится постоянно. Отслеживается срок использования бутилированной или кипяченой воды. Должны быть емкости для хранения чистых стаканов (чашек) и использованных.

 В период летней оздоровительной кампании увеличивается время пребывания воспитанников на свежем воздухе. Для достижения оздоровительного эффекта распорядок дня должен предусматривать максимальное пребывание детей на воздухе.

     Распорядок дня должен быть гибким, учитывать индивидуальные особенности детей, сезон, погоду.

Расписания занятий в период каникул нет.

Содержание образования детей в летний период реализуется в партнерской деятельности взрослого с воспитанниками, которая предполагает:

  • включенность педагога в деятельность наравне с детьми;
  • добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
  • свободное общение и перемещение детей во время деятельности;
  • открытое временное завершение деятельности (каждый действует в своем темпе);
  • интеграцию художественно-эстетической и физкультурно-оздоровительной деятельности с другими видами детской деятельности (познавательной практической, общением, игровой, трудовой и др.).

В период летнего оздоровления приоритетным является организация деятельности детей физкультурно-оздоровительной и эстетической направленности, которая осуществляется в нерегламентированной деятельности воспитанников.

- самостоятельную деятельность в условиях созданной педагогическими работниками предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей каждому ребенку возможность выбрать деятельность по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;

- организованную педагогическим работником деятельность детей, направленную на решение образовательных задач.

Физкультурно-оздоровительная работа включает:

- утреннюю гимнастику;

- физкультурные занятия (игрового, сюжетного, тематического вида);

- подвижные игры и физические упражнения на прогулке;

- активный отдых (физкультурные досуги, физкультурные праздники, Дни здоровья);

- самостоятельную двигательную деятельность;

- закаливание.

Утренняя гимнастика проводится ежедневно на воздухе. В ее содержание с учетом возрастных особенностей воспитанников могут быть включены:

- комплекс общеразвивающих упражнений;

- обыгрывание сюжета;

- 3-4 подвижные игры;

- физические упражнения с использованием полосы препятствий, простейших тренажеров;

- оздоровительный бег на участке;

- элементы ритмической гимнастики, танцевальные движения, хороводы и др.

В летний период создаются благоприятные условия для двигательной активности детей и усиления оздоровительного воздействия физических упражнений.

Физкультурные занятия на воздухе направлены на:

- повышение адаптивных и функциональных возможностей организма воспитанников на основе комплексного использования физических упражнений, подвижных игр в сочетании с природными средствами оздоровления (солнце, воздух, вода, климатические условия) и гигиеническими факторами (наличие спортивной одежды и обуви, гигиена мест проведения занятий и др.);

- расширение двигательного опыта детей; закрепление и совершенствование упражнений в ходьбе, беге, прыжках, лазаньи, метании; развитие физических качеств (силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости); овладение элементами спортивных игр, техникой спортивных упражнений за счет оптимального и вариативного применения предметной физкультурно-развивающей среды, адекватной возрасту и способностям воспитанников.

При организации подвижных игр и физических упражнений на прогулке особое внимание следует уделять индивидуальной работе с воспитанниками. Подбор материала необходимо осуществлять с учетом особенностей двигательного развития детей раннего и дошкольного возраста. Вариантами организации подвижных игр и физических упражнений на прогулке являются:

Комплекс подвижных игр (2—3 игры) и физических упражнений с определенной направленностью (в том числе сюжетной): профилактика нарушений осанки и плоскостопия; развитие координационных способностей; развитие физических качеств; совершенствование двигательных умений и навыков (выполнение знакомых движений в новых сочетаниях, из необычных исходных положений, в необычных условиях и т. п.).

Элементы спортивных игр (баскетбол, футбол, настольный теннис, городки и др.) и спортивные упражнения (катание на велосипеде, самокате, плавание и др.).

Игры с элементами спортивного ориентирования.

Комплекс подвижных игр (2-3 игры) с разными видами основных движений, развивающих творческую активность и самостоятельность воспитанников.

Активный отдых (физкультурные досуги, физкультурные праздники, Дни здоровья) как форма коллективного, деятельного отдыха, комплексно решает оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи, способствует развитию у детей умения творчески использовать двигательный опыт в условиях эмоционального общения со сверстниками, побуждает каждого ребенка к максимальному проявлению своих способностей.

Тематика физкультурно-массовых мероприятий на воздухе должна отражать специфику летнего оздоровления.

Самостоятельная двигательная деятельность является одним из структурных компонентов двигательного режима в учреждении дошкольного образования. Именно в этом виде деятельности ребенок в наибольшей степени может проявить уровень своих двигательных, игровых, коммуникативных умений. Самостоятельная двигательная деятельность возникает по инициативе ребенка и проходит под наблюдением взрослого, при его косвенном руководстве. Для ее разнообразия в период летнего оздоровления необходимо создание следующих условий:

- включение в режим дня времени на самостоятельную двигательную деятельность (утром, после завтрака, на прогулках, после сна, в разных видах деятельности);

- обеспечение необходимым спортивным инвентарем (оборудованием) для выполнения физических упражнений на воздухе;

- предоставление достаточного места для движений, выполнения физических упражнений;

- индивидуализация (дифференциация) физических упражнений с учетом уровней (гиперподвижные, малоподвижные, оптимально подвижные дети) и типов двигательной активности воспитанников.

Методы закаливания необходимо включать в режимные процессы, используя естественные природные факторы (воздух, воду, рассеянные лучи солнца):

- ежедневные оздоровительные прогулки (не реже двух раз в день общей продолжительностью не менее 3 ч 20 мин - 4 ч в зависимости от режима учреждения дошкольного образования);

- многократное умывание в течение дня;

- полоскание полости рта водой комнатной температуры после каждого приема пищи;

- дневной (ночной) сон при открытых окнах (избегая сквозняков);

- ходьба босиком в течение дня: до и после сна, в любое время по желанию детей (от 2-5 мин в группе первого раннего возраста до 15-20 мин в старшей группе); по траве, песку.

Эстетическая работа включает:

- изобразительную деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование, детский дизайн);

- музыкальную деятельность воспитанников;

- ознакомление с произведениями художественной литературы и фольклора.

При организации изобразительной деятельности воспитанников в летний оздоровительный период важным является:

- рассматривание произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства, отображающих красоту летней природы;

- проведение художественно-дидактических игр, направленных на развитие у детей представлений о форме, цвете;

- экспериментирование с изобразительными, природными и дополнительными материалами;

- включение в образовательный процесс творческих заданий, способствующих развитию творческого воображения воспитанников (придумывание новых образов, подбор цветовых сочетаний, дополнение ранее созданных сюжетов с помощью разнообразных материалов и техник, рисование с натуры (деревьев, цветов), мелками на асфальте, палочками на песке);

- освоение нетрадиционных техник рисования (граттаж, пальцевая живопись, монотипия, пластилинография, набрызг, флоротипия, ниткография и др.);

- лепка из глины, пластилина, соленого теста (объемные изображения, декоративные пластины);

- аппликационная деятельность (создание плоскостных, полуобъемных изображений; объемных аппликаций в технике бумажной пластики (из полос, смятой бумаги; аппликаций с элементами флористики и др.);

- конструирование техническое (из конструктивного материала, деталей конструкторов) и художественное (из бумаги, картона, природного и дополнительного материалов);

- детский дизайн: аранжировки (букеты, картины из растений, бижутерия из искусственного и природного материала и др.); дизайн одежды (проектирование масок, головных уборов, костюмов для праздников и развлечений); декоративно-пространственный дизайн (интерьер кукольного уголка, создание декоративных панно и др.).

В летний оздоровительный период с целью создания эмоционального комфорта детей целесообразным является:

- включение изобразительной деятельности в детские праздники;

- проведение развлечений, которые включают экспериментирование детей с изобразительными и природными материалами, содействуют закреплению представлений о видах, жанрах искусства, средствах художественной выразительности, конкурсов с различными номинациями;

- организация творческих мастерских, занимательных игротек, игр с песком.

В летний оздоровительный период при организации музыкальной деятельности воспитанников важным является:

- использование музыки в режимных моментах;

- фоновое звучание полюбившихся детям вокальных и инструментальных произведений;

- проведение музыкально-дидактических игр и заданиймузыкальных викторин;

- сольное и коллективное музицирование;

- самостоятельная музыкальная деятельность детей (исполнение песен и танцев, организация сюжетно-ролевых игр с «музыкальными» сюжетами).

На прогулке, экскурсии можно организовать музыкальные игры под пение, хороводы, музицирование на самостоятельно изготовленных игрушках-инструментах (шейкеры с разнообразными наполнителями, мини-кастаньеты и барабанчики), с использованием бытовых предметов (расческа, ведерко, шуршащая бумага и целлофан); музыкально-творческие игры, предполагающие использование «первоэлементов» музыки - хлопков, притопов, щелчков и т.п., вокальные и двигательные импровизации, связанные с наблюдаемыми явлениями.

Виды музыкальных игр, используемых в музыкальной деятельности:

- Коммуникативные музыкальные игры, игры-танцы.

- Музыкальные игры с пением, хороводы.

- Подвижные музыкальные игры, содержание которых направлено на: развитие и формирование представлений о музыкальной форме, музыкальных жанрах, танцевальных движениях; развитие музыкально-творческих способностей.

- Игры с музыкальными инструментами.

- Музыкальные игры-релаксации.

В летний оздоровительный период с целью создания эмоционального благополучия воспитанников целесоообразным является проведение фольклорных праздников, развлечений и других мероприятий.

В работе с детьми дошкольного возраста в летний период особое значение имеет приобщение детей к произведениям художественной литературы и фольклора. Произведения художественной литературы и фольклора, рекомендуемые учебной программой дошкольного образования, включаются во все режимные процессы и виды детской деятельности. Формы деятельности, в которой применяется художественное слово, определяются педагогическими работниками с учетом условий учреждения дошкольного образования и его деятельности в летний оздоровительный период.

Обращаем Ваше внимание на содержательный аспект консультаций, рекомендаций, размещенных в родительских уголках; эстетичность оформления.

План образовательного процесса с воспитанниками.

Занятия в период каникул не планируются.

!Обращаем Ваше внимание на часто встречающиеся недостатки!:

  • Содержание запланированной работы не соответствует виду деятельности;
  • Планируется недостаточное количество и разнообразие строительно-конструктивных игр, игр с водой и песком;
  • Недостаточно внимания уделяется индивидуальной работе с воспитанниками.
  • При планировании работы с семьёй предпочтение отдаётся консультативно-рекомендательной деятельности.

Обращаем внимание на наличие у воспитателей перспективных планов проведения пеших походов-прогулок, целевых экскурсий, музыкальных развлечений, физкультурных досугов; мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и правил поведения в чрезвычайных ситуациях.

Сценарии досугов, развлечений, праздников, конспекты пеших походов, целевых экскурсий (наличие в соответствии с планом специалиста, учреждения).

Обращаем особое внимание на: цели, задачи, содержание, которое не всегда соответствуют форме проведения мероприятия, сезону; недопустимость слов «игры-занятия», ход занятия, части занятия, дети под музыку заходят в зал и др.

Схемы маршрутов необходимо оформить в соответствии с требованиями: обозначить опасные места, места привалов, время в пути, расстояние до объектов, путь до места назначения и обратный, ввести условные обозначения и т.д. При описании маршрута путь до места назначения прописывается подробно.

Акты обследования маршрутов: пересмотреть содержание, сроки обследования, указать для детей, какой возрастной группы (например, данный маршрут рассчитан для образовательной работы с воспитанниками среднего и старшего дошкольного возраста).

Конспекты к маршруту: титульный лист (номер, название маршрута, форма мероприятия, тема, например, конспект проведения пешего похода-прогулки (целевой экскурсии) по маршруту №3 «Водоем» с воспитанниками средней группы тема: «Лето красное для здоровья важное» («Кто живет у водоема?»); второй лист: километраж, время в пути, цель (в зависимости от мероприятия: пеший поход; целевая экскурсия и т.д.), оборудование, предварительная работа, ход мероприятия, литература.

Тетрадь выхода за территорию. Количество выходов по плану и количество проведенных должны соответствовать (исключение: погодные условия (прописать замену в плане образовательной работы в группе).

Рабочее время специалистов учреждения дошкольного образования максимально задействуется в работе с воспитанниками (в период бодрствования детей не должна планироваться и проводиться работа по написанию сценариев, конспектов, изготовлению атрибутов, уборке спортинвентаря, консультированию педагогов и т.д.).

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.