Воспитатель каждой возрастной группы должен посетить семьи своих воспитанников. Каждое посещение имеет свою цель. Цель первого посещения семьи — выяснить общие условия семейного воспитания. Повторные посещения планируются по мере необходимости и предусматривают более частные задачи, например проверку выполнения рекомендаций, которые были ранее даны воспитателем; знакомство с положительным опытом семейного воспитания; выяснение условий подготовки к школе и т. д.
Педагог ставит конкретную цель в зависимости от ситуации:
- выявить условия семейного воспитания;
- познакомиться с тем, как живет ребенок дома, чем занимается, что беспокоит, затрудняет родителей;
- познакомиться с воспитанниками и его близкими в привычной для ребенка обстановке;
- выявить лучший опыт семейного воспитания;
- изучить стиль воспитания, уровень взаимоотношений в семье;
- обучить родителей конкретным практическим умениям;
- посещение с целью педагогического просвещения родителей и др.
-
Домашний визит требует тщательной подготовки.
-
Сообщите семье о своем визите, с какой целью и в течение которого времени Вы будете у них находиться.
-
Возьмите с собой работы ребенка, портфолио.
-
Не говорите только сами, дайте возможность членам семьи рассказать о своем ребенке, задать вопросы.
-
Говоря о ребенке, старайтесь больше хвалить его.
-
Умейте наблюдать! Наблюдение фактов дает богатую информацию для оценки внутрисемейной ситуации, в которой воспитывается ребенок, и формулирования выводов.
-
Не торопитесь с выводами о благополучии семьи, судя по внешнему материальному благополучию. Важно выявить психологический климат в семье, детско-родительские отношения, кто занимается воспитанием ребенка, какой образ жизни ведет семья, как проводит досуг и др.
-
Обратите внимание на родителей, которые всячески уклоняются от посещения их семьи. Возможно, это семьи, которые скрывают семейное неблагополучие и не желают, чтобы воспитатель стал свидетелем этого. Если отказ от посещения семьи дополняется другими негативными факторами: неухоженный вид ребенка, замкнутость или чрезмерная агрессивность, появление родителей в нетрезвом виде, грубость в общении с ребенком и др. – воспитателю необходимо сообщить об этом администрации учреждения или специалистам СППС для принятия мер.
Технология домашнего визита
-
Провести предварительную работу, изучить имеющиеся о ребенке материалы: диагностические данные, детские рисунки, побеседовать со сменным воспитателем, при необходимости – с другими специалистами (медсестрой, педагогом-психологом и т.д.). В результате этого воспитатель будет иметь общее представление о семье.
-
Уточнить с родителями день и время домашнего визита.
-
Продумать содержание домашнего визита, составить план:
- о чем спросить, какие вопросы уточнить у родителей;
- на что обратить особое внимание (стиль общения, наличие игрушек и библиотеки, характер деятельности в семье и пр.);
- предложить родителям охарактеризовать своего ребенка, чтобы узнать, как они понимают и воспринимают его, каковы его интересы;
- по какому вопросу поговорить целенаправленно, дать советы, небольшую консультацию, подготовившись к ней;
- по необходимости обучить родителей каким-либо конкретным умениям (например, играть с детьми в настольно0печатную игру, как провести беседу с ребенком о прочитанном произведении, о просмотренной детской передаче и т.д.).
-
Провести домашний визит в соответствии с планом. При этом визит не должен длиться более 30-40 минут. Проводится он тактично, корректно.
-
После домашнего визита делается соответствующая запись в специальной тетради, при необходимости – составляется акт обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего.
-
При повторных домашних визитах необходимо обратить внимание на выполнение ранее предложенных рекомендаций, сообщить информацию об успехах в развитии и воспитании ребенка; если возникает потребность – обозначить проблемы, провести беседу или консультацию и др
Находясь в семье, общаясь с ребенком и родителями, педагог должен получить следующую информацию
1. Состав семьи, профессия и образование родителей.
2. Общая семейная атмосфера.Особенности взаимоотношений между членами семьи: ровные, дружелюбные, изменчивые, противоречивые, своеобразная автономность каждого в семье (нужное подчеркнуть),
3. Роль родителей в воспитании ребенка (что родители считают важным в воспитании, какие качества ставят на первый план).
4. На что направлены основные заботы родителей: здоровье, умственное развитие, нравственное воспитание, подготовка к школе и т. п.
5. Как родители понимают роль дошкольного детства в формировании личности ребенка.
6. Уровень психолого-педагогических знаний и практических умений: наличие определенных знаний и готовность их выполнять; ограниченность знаний и желание их пополнить; низкий уровень знаний и нежелание задумываться над проблемами воспитания.
7. Система воспитательных воздействий на ребенка:
– участие всех взрослых в воспитании, согласованность их действий;
– непоследовательность, наличие конфликтов на почве воспитания, выполнение воспитательных функций преимущественно одним человеком; – отсутствие воспитания.
8. Организация совместных форм деятельности в семье:
– вовлечение ребенка во все домашние дела и заботы;
– распределение обязанностей среди взрослых, периодическое возложениена ребенка каких-то обязанностей;
–разногласия взрослых в семейных делах, частая смена главенства, изоляция школьника от домашних событий.
9. Создание развивающей среды в семье игровой и книжный уголок, наличие пособий,игр и др.